Книга:

2. Течения в русском анархизме, их платформы

других форм организации общества. Исчезнув с арены политической жизни в годы реакции, анархизм-индивидуализм возродился после Февральской революции.

Из  индивидуалистического   направления   выделился пананархизм — всеобщая   и   немедленная   анархия. Его идеологами стали братья Гордины. Впервые идеи нового течения были изложены ими в  1909 г. После Февральской  революции   1917  г.  идеи  пананархизма  распространились довольно   широко,  а   при   Советской   власти вылились в особое течение. Пананархисты считали наиболее революционным элеметом общества босяков (в их понимании это был «рабочий народ»), к ним обращались они со своими призывами. В манифесте пананархистов можно прочесть следующие лозунги: «Дворники, творите анархию!»,  «Швейцары,  творите  анархию!»,  «Кандаль-щики, воры, убийцы,  проститутки!  Сыны темной ночи, станьте  рыцарями  светлого  дня...  Творите   анархию!» Усиленно .пропагандируемый ими принцип «каждому по потребностям» в извращештом толковании находил отклик среди люмпен-пролетариев и всяких деклассированных элементов.

В 1918 г. пананархист В. Л. Гордин захватил средства Московской федерации анархистов и создал «Первый центр альный социотехяикум» —организ ацию, котор ая должна была немедленно приступить к строительству анархического общества. «Творите анархию!» — таков был лозунг организации. Вошедшие в нее анархисты считали, что они сделали первый шаг на пути отхода от «узости и односторонности» теорий анархического коммунизма. Но созданный Гординым «социотехяикум» на деле никакого практического результата не дал, и старые анархисты отказались от него.

После провала идеи создания «социотехникума» А. Л. Гордин заявил, что выступает против немедленного ©ведения анархистских принципов в жизнь. Возникло новое течение, получившее название апархизма-униёерсй-лизма. Придя ,к выводу о невозможности сейчас же осуществить  принципы  анархического  коммунизма и признав необходимость переходного периода от капитализма к социализму, А. Л. Гордин осенью 1920 г. разработал теорию   (он изложил  ее в  брошюре  «Анархо-универсализм»), которая соединяла в себе догмы анархизма, синдикализма и (индивидуализма с анархистскими идеями мировой коммунистической революции. «Новая» теория была старой утопией, помноженной на мировой масштаб. Универсализм, по мысли его создателя, должен был объединить всех русских анархистов. Гордвнскую платформу подписали многие анархисты. В их числе были Г. Аскаров, В. Бармаш, И. Шапиро и др. Но внутри только что сформировавшегося течения  созрел  «новый  план»: .предлагалось расширить «принцип личности» до признания индивидуального бессмертия, права на бытие в космосе и воскрешение из мертвых. Сторонники этого плана создали  течение под  названием    анархизм-биокосмизм. Первое публичное провозглашение платформы нового течения его основателем А. Ф. Святогором  (Апиенко) состоялось 16 декабря 1920 г. ,в Москве.

Создавая' новое течение, творцы его хотели вывести анархизм-из кризиса, порожденного самой системой этого мировоззрения. Стремясь очистить анархистскую идеологию от антисоветских наслоений, биокосмисты не только не пересматривали ее индивидуалистических основ, но, более того, ратовали за расширение их границ до пределов мистических. Идея воскрешения была воспринята Святогором из «религиозно-платоновской философии и библейских сказаний». Свою философию он называл «великой теологией»-. На этой платформе биокосмисты призывали объединиться все «свежие анархические силы», чтобы «приступить теперь же» к созданию планируемого ими «биокосмического общества». Но «свежих анархических сил» и не оказалось.

Биокосмисты не могли похвастать широким распространением своих идей среди анархистов. Многие анархисты не принимали идей Святогрра, ибо биокосмисты выступали за ревизию теории и практики анархизма и предлагали «по-новому и положительно взвесить принцип революционной Советской власти», т. е. пересмотреть овое отношение к таковой. «Слишком многие против»— так сформулировал Святогор итоги своей дискуссии с анархистами. На местах по существу не реагировали на призывы биокосмистав— в их печатном органе содержались отклики лишь из Симферополя и Сормова3

Оглавление